Сайт находится на стадии разработки. Перейти на старую версию сайта.

Касса:

Экскурсии:

Мероприятия:

Ждем вас:

  • С 01.12.2021 по 06.12.2021 посещение музея БЕСПЛАТНО
  • понедельник: выходной
  • суббота: 9:00—18:00
  • воскресенье: 10:00—18:00
  • вторник-пятница: 10:00—18:00
  • Касса музея закрывается за 30 минут до окончания работы музея

Ждем вас:

С 01.12.2021 по 06.12.2021 посещение музея БЕСПЛАТНО

понедельник:

выходной

суббота:

9:00—18:00

воскресенье:

10:00—18:00

вторник-пятница:

10:00—18:00

Касса музея закрывается за 30 минут до окончания работы музея

проекты

Становление и развитие сахалинской гражданской авиации в 1929–1991 гг

Автор НИР: Лукоянова Мария Александровна – старший научный сотрудник научно-редакционного отдела  Сахалинского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук.

С 2021 г. старшим научным сотрудником научно-редакционного отдела Марией Александровной Лукояновой реализуется научно-исследовательская работа по теме «Становление и развитие сахалинской гражданской авиации в 1929–1991 гг.».

Поскольку Сахалинская область полностью расположена на островах, авиация имела и будет иметь огромное значение в транспортной системе региона. Воздушные трассы соединяют материк с островами и острова – друг с другом. Запуск авиалинии «Хабаровск – Александровск-Сахалинский» в 1930 году был ожидаемым и крайне необходимым для освоения Северного Сахалина. Потребность сахалинцев и гостей региона в передвижении по островам делает воздушный транспорт незаменимым и популярным, и логично предполагать интерес к авиации и ее истории в Сахалинской области.

В январе 1930 года летчик Михаил Водопьянов проложил воздушную трассу из Хабаровска в Оху и в Александровск-Сахалинский. Путь с материка на Сахалин, занимавший раньше несколько недель, теперь сократился до нескольких дней. Это оказало значительное влияние на жизнь островитян, ведь раньше они могли попасть на «большую землю» только по морю или на собачьих упряжках. Проложенный Водопьяновым путь со временем получил прозвание «Трасса героев», поскольку вождение по нему самолетов требовало от пилотов смекалки и мужества. Из-за суровых погодных условий работать на этой трассе могли только самые отважные летчики. Мы доподлинно знаем, что одним из них был Илья Мазурук, будущий Герой Советского Союза, водивший самолеты из Хабаровска в Александровск на протяжении не менее трех лет. Особенно бурное развитие гражданская авиация региона получила после окончания Второй мировой войны, когда Советский Союз получил контроль над южным Сахалином и Курильскими островами.

Цель проекта: рассказать о летчиках, внесших вклад в развитие гражданской авиации Сахалина в советское время.

Второй выпуск пилотов планеристов при Охинском райсовете ОАХ на Сахалине. 1936 г.

Нагрудный знак пилота Гражданской авиации СССР В.А. Безукладникова. 1953 г.

Первый советский самолет Добролёта, прилетевший на Сахалин. 1929 г.

Самолет Ан-2 сообщением с. Виахту-г. Александровск-Сахалинский. 1970-е гг.

Самолёт М. Водопьянова. 1930-е гг.

Справка Чернова Д.С. о полётном времени на многомоторных и многоместных самолётах. 1946 г.

Литература

1.     Алтунин Е.В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока (1923 – 1945 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 1990.

2.     Кузин А.Т. Сахалинский ревком. 2000.

3.     Кузин А.Т. Сахалинский комсомол: грани истории. 2016.

4.     Матвейчук В.Н. ОСОАВИАХИМ на Северном Сахалине в 1930-е годы. 2018 // Первые краеведческие чтения. Материалы научной конференции, посвященной памяти известного ученого-историка, архивиста, доктора исторических наук А.И. Костанова. Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области; ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». 2018

5.     Овчинников В.И. Люди неба сахалинского. Южно-Сахалинск, 2021.

6.     Пронякин К.А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (Справочник. 196 биографий). 2019.

7.     Ярошенко А.А. Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР: 1929 – июнь 1941 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Хабаровск, 2010.

Вопрос исследователю

Задать вопрос